Данная статья посвящена вопросам использования ГРИП при съемке натюрморта.

         В любом жанре фотографии помимо общих рекомендаций и шаблонов существуют секреты и приемы, позволяющие создать интересные снимки. Данная статья посвящена оценке возможностей использования ГРИП при создании фотографического натюрморта.

         Фотографический натюрморт является прямым наследником живописного натюрморта. Живописный натюрморт имеет многовековую историю, собственный язык и огромное количество направлений и традиций.

         В отличие от живописи, фотография существует всего 200 лет, но это не означает, что ее изобразительные возможности беднее возможностей имеющихся в живописи. Если в начале своего изобретения фотография искусством не считалось и появление фотографий на художественных выставках приводило к скандалам, то в наши дни изобретение цифровой фотографии и возникновение программ обработки изображений позволило объединить классическую живопись и фотографию в единое цифровое искусство. Поскольку фотографический натюрморт появился одновременно с фотографией, то пока фотография была черно-белой, черно-белым был и натюрморт. В черно-белых натюрмортах не было богатства красок, но было объемное изображение, высокая детализация, текстура и тонкие светотональные переходы на предметах.  Принцип получения изображения в фотокамере основан на фокусировке изображения на светочувствительном материале с помощью системы оптических линз собранных в единое устройство-объектив. Способы изготовления и законы геометрической оптики были известны задолго до создания фотографии и использовались, например, при создании телескопов и микроскопов. Это обстоятельство, позволило разработать фотокамеры с таким высоким качеством и детализацией изображения, что и сегодня во многих фото студиях можно встретить аппараты прошлого века.

         Особенностью человеческого зрения, помимо стереоскопичности, является то, что глаза могут детально рассмотреть участок изображения только в пределах ограниченного угла, поэтому при рассматривании фотографии глаза непрерывно перемещаются по изображению фокусируются на отдельных участках, сканируя отдельные кусочки, запоминают наиболее значимые участки создавая образ в мозгу человека единый образ. В этих условиях, для натюрмортов и особенно в рекламных снимках, в которых ставится задача передать внешний вид, объем и текстуру предметов очень важно обеспечить резкими не только передний план, но и предметы среднего и заднего плана.

В отличие от глаза, объектив фотокамеры фокусируется в одной плоскости, называемой плоскостью фокусировки, а расстояние до предмета измеряется от плоскости матрицы, называемой фокальной плоскостью.  Строго говоря абсолютно резкое изображения можно получить только в плоскости фокусировки. Однако в силу несовершенства человеческого зрения существует некоторая область спереди и сзади плоскости фокусировки в пределах которой изображение предметов субъективно кажется резким. Величина этой области зависит от остроты зрения и отличается у разных людей.  Для оценки этой области в фотографии введено понятие глубины резко изображаемого пространства ГРИП.  Глубина резко изображаемого пространства это величина численно равная расстоянию между двумя точками расположенными вдоль оси объектива фотокамеры спереди и сзади точки фокусировки в пределах которого самый маленький элемент на снимке будет выглядеть точкой, а ее минимальный размер при котором ее можно считать точкой, а не размытым кружком, называется кружком рассеяния circle of confusion.

Расстояние до ближайшей условно резкой точки называется ближней границей ГРИП, а расстояние до самой дальней условно резкой точкой называется дальней границей ГРИП Величину ближней и дальней границы ГРИП можно рассчитать с помощью соответствующих формул, приведенных ниже.

границы ГРИП

Где    R1- дальняя граница ГРИП

         R2 — ближняя граница ГРИП

         R- дистанция фокусировки

         f- фокусное расстояние объектива

         K- диафрагменное число

         Z- диаметр кружка рассеяния

Полный диапазон ГРИП можно рассчитать по разности ближней и дальней границ ГРИП

         D= R2 — R1

    Нетрудно заметить, что диапазон ГРИП зависит от дистанции фокусировки, фокусного расстояния объектива и значения диафрагмы. Для того, чтобы наглядно оценить эти зависимости вычислим значения границ ГРИП при изменении вышеуказанных параметров и построим соответствующие графики.

    Вначале рассмотрим график зависимости ГРИП от фокусного расстояния объектива. Расчеты производились для фотокамеры CANON 6D дистанции фокусировки 1,5м и диафрагмы 1\8.

В иллюстрациях, приведенных ниже, на одном рисунке сведены несколько графиков, которые позволяют наглядно показать как зависит ГРИП изменяемого параметра. График красного цвета в виде прямой параллельной оси абсцисс изображает дистанцию фокусировки или проще расстояние до объекта съемки, которое неизменно. Коричневая и зеленая кривые показывают как изменяется дальняя и ближняя границы ГРИП соответственно. Кривая оливкового цвета показывает как изменяется абсолютный диапазон ГРИП.

Для того, чтобы посмотреть графики в полном виде можно кликнуть на картинку.

На первой иллюстрации приведены графики зависимости ГРИП от фокусного расстояния объектива.

 

ГРИП, фокусное расстояние

 

При анализе графиков можно сделать несколько выводов. Во первых при увеличении фокусного расстояния объектива глубина резко изображаемого пространства уменьшается. В пределе она стремится к нулю. Это означает, что длиннофокусные объективы критичны к точности фокусировки и требуют применения штатива для исключения эффекта размытия изображения при съемке с рук. Во вторых, при уменьшении фокусного расстояния объектива глубина резко изображаемого пространства увеличивается тем больше чем короче фокусное расстояние. Это означает, что при использовании короткофокусных объективов, большая часть кадра будет в зоне резкости. Именно поэтому в недавнем прошлом были так востребованы «мыльницы» которые имели небольшую по размерам матрицу и короткофокусный объектив, что позволяло не заботясь ни о чем делать резкие кадры. В настоящее время им на смену пришли смартфоны, которые также имеют короткофокусный объектив. Третий вывод, который можно сделать при анализе графиков это то, что независимо от фокусного расстояния ближняя граница ГРИП располагается на расстоянии около 1\3 ширины ГРИП, а дальняя на расстоянии около 2\3 ширины ГРИП. Именно этим объясняется рекомендация фокусировать камеру в точке, располагающейся в первой трети кадра, особенно при съемке натюрмортов. Тогда кадр полностью будет находиться в пределах ГРИП.

Следующая иллюстрация показывает как будет зависеть ГРИП от величины диафрагмы.

ГРИП, диафрагма

Одного взгляда на графики хватает чтобы понять что зависимость ГРИП от диафрагмы практически прямо пропорциональна как для ближней, так и дальней границы. Это приводит к выводу что на небольших дистанциях съемки, особенно в натюрморте, для сохранения резкости деталей изображения нужно увеличивать диафрагму. К примеру, на дистанции фокусировки 1,5м при диафрагме 13 ширина ГРИП составит 0,7м что вполне достаточно для натюрморта.

К сожалению бесконечно увеличивать значение диафрагмы нельзя, так как при этом на снимке может проявиться эффект дифракции, который более подробно рассмотрим в следующей статье.

Теперь рассмотрим третью иллюстрацию на которой изображены графики зависимости ГРИП от дистанции фокусировки.

ГРИП, дистанция фокусировки

Расчеты производились для фотокамеры CANON 6D объектива с фокусным расстоянием 50мм и диафрагмой 1\8. При рассмотрении графиков становится понятно, что ширина ГРИП пропорционально увеличивается при увеличении дистанции фокусировки, что позволяет выбирая дистанцию фокусировки менять ширину ГРИП для имеющегося объектива, не меняя остальные параметры съемки.

Совершенно понятно, что только педанты и перфекционисты будут всегда рассчитывать величину ГРИП для каждого кадра. В практической съемке рассчитывать значения ГРИП при каждом изменении параметров съемки неудобно. К счастью в наше время практически у каждого есть смартфон, который является не только средством связи, но и карманным компьютером. В любой момент можно скачать и установить бесплатную программу калькулятор, которая позволит рассчитать эти параметры прямо на месте съемки. В частности, все приведенные графики были рассчитаны с помощью приложения Hyper Fokal

Подводя итоги можно сделать несколько выводов. ГРИП является одним из основных инструментов фотографа. Ее правильное использование позволяет выделить необходимое в кадре, размыть несущественное или обеспечить максимальную детализацию предметов, составляющих натюрморт.

         При увеличении фокусного расстояния объектива глубина резко изображаемого пространства уменьшается.

         Длиннофокусные объективы при съемке натюрморта требуют применения штатива.

         При уменьшении фокусного расстояния объектива глубина резко изображаемого пространства увеличивается.

         Независимо от фокусного расстояния ближняя граница ГРИП располагается на расстоянии около 1\3 ширины ГРИП, а дальняя на расстоянии около 2\3 ширины ГРИП

         На небольших дистанциях съемки для сохранения резкости деталей изображения необходимо увеличивать диафрагму.

В следующей статье попробуем использовать эти выводы на практике.

 

TEXT.RU - 87.77%
Примечание: уникальность текста 87 процентов означает что в тексте используются устоявшиеся выражения и термины.

 

 

Похожие материалы