Данная статья посвящена методам получения максимальной детализации изображения предметов при съемке натюрморта.

         В графическом или живописном натюрморте количество деталей изображаемых предметов и глубина их проработки зависит только от желания художника, уровня его мастерства, а также от размеров полотна. В фотографическом натюрморте ограничения на глубину детализации изображения накладываются возможностями фотокамеры, применяемой оптики и мастерством фотографа. Первые два фактора зависят от уровня оснащенности фотографа. Последний фактор наиболее важный, поэтому попробуем дать несколько советов, позволяющих грамотно использовать первые два. Для этого рассмотрим несколько основных приемов, позволяющих обеспечить резкость предметов в кадре.

         Напомним, что согласно выводу сделанному в статье о свойствах ГРИП, абсолютно резкое изображение можно получить в случае если разместить предмет в плоскости фокусировки. Для этого необходимо располагать все предметы, составляющие натюрморт на одинаковом расстоянии от плоскости матрицы. Напомним, что расположение плоскости матрицы обозначается на корпусе фотокамеры соответствующим значком.  Плоскостью фокусировки называется плоскость которая параллельна плоскости матрицы и проходит через точку на которой фокусируется камера.

метка плоскости матрицы

         Одним из вариантов подобной съемки является съемка предметов, расположенных на горизонтальной поверхности, со штатива на котором установлена фотокамера направленная вертикально вниз.

редис на фоне макарон

 

       Подобным способом можно производить съемку разнообразных фонов или как принято у фотографов background (задний план, фон), геометрических натюрмортов, раскладки салатов и других продуктов в фуд фотографии. Точно также сверху производится репродукционная фотосъемка.

       Следующий способ получения резкого изображения кадру ничем не отличается от предыдущего за исключением того, что предметы размещаются в горизонтальной плоскости на одной линии перпендикулярной плоскости матрицы фотокамеры. При этом способе можно почти не задумываться о выборе максимально возможного значения диафрагмы для обеспечения необходимого диапазона ГРИП. Единственным ограничением будет выбор не слишком маленькой дистанции фокусировки, поскольку при этом величина ГРИП уменьшается.

флаконы на одной линии

    Именно по такому принципу устроены картины «обманки», которые написаны с такой реалистичностью, что вызывают у зрителя желание прикоснуться к ним, чтобы удостовериться что это не настоящие предметы. Это направление живописи получило название «тромплеи» от французского «trompe'oile», что в переводе означает обман зрения.

тромплеи, обманки

Петр Богомолов «Натюрморт с книгами» 1737г.

       Главный секрет подобных картин заключается в том, что изображение представлено с точки строго перпендикулярной плоскости натюрморта. При этом зритель может видеть предметы только в двух измерениях, а их объем показан с помощью светотеневого рисунка. В этом случае невозможно определить расстояние до отдельных предметов, поэтому любой предмет, изображенный на переднем плане кажется выпирающим вперед, создавая иллюзию объемного изображения.

      Рассматривая двумерную иллюзию, нельзя не вспомнить еще одну историю. Существует легенда о греческом художнике Зевкисе, который так детально нарисовал виноград на своей картине, что птицы слетелись его клевать. Это можно было бы посчитать вымыслом если бы не два факта, во-первых художники того времени работали в технике живописи под названием энкаустика. В этом способе живописи связующим веществом для красок является воск, а сами краски используются в расплавленном виде. Такая техника позволяет долгое время сохранять яркие сочные цвета. Другой факт заключается в том, что в отличие от хищников птицы не имеют стереоскопического зрения, поэтому любой предмет, написанный детально и объемно может выглядеть для них как натуральный.

виноград и птицы

Неизвестный художник.

Прежде чем перейти к следующему способу получения резких натюрмортов вспомним, что ширина зоны резко изображаемого пространства зависит не только от фокусного расстояния объектива и величины диафрагмы, но и от дистанции фокусировки например для объектива с фокусным расстоянием 50мм она выглядит следующим образом . Эти графики приводятся в статье .

Рассчитаем как будут изменяться границы и ширина зоны резко изображаемого пространства от дистанции фокусировки для двух значений фокусного расстояния объектива и выведем все графики на одну диаграмму. При расчетах в качестве исходных использовались следующие данные: фотокамера canon 6D, объектив с переменным фокусным расстоянием SIGMA 24-70, с установкой двух значений фокусного расстояния F= 35мм и F= 50мм и диафрагмой 1/8.

зависимость ГРИП от дистанции фокусировки

Красные графики показывают как изменяется дальняя, ближняя граница и ширина зоны резко изображаемого пространства при увеличении расстояния до точки фокусировки для объектива с фокусным расстоянием 35 мм, а зеленые с фокусным расстоянием 50мм.

Вспоминая формулу расчета ГРИП  замечаем, что ширина ГРИП увеличивается при увеличении дистанции фокусировки. Более того одинаковую величину ГРИП можно получить используя объективы с разным фокусным расстоянием меняя дистанцию фокусировки. Это важно иметь в виду в силу того, что в статье  установлено, что ГРИП уменьшается при увеличении фокусного расстояния объектива. Можно предположить, что выбирая фокусное расстояние объектива и дистанцию фокусировки можно обеспечить необходимую ширину зоны РИП. Для проверки этого предположения посмотрим как будет изменяться дистанция фокусировки при изменении фокусного расстояния в случае, когда размер изображения предмета на матрице камеры будет оставаться одинаковым.

Для этого частично закроем контрольный экран фотокамеры сверху и снизу кусочками черной изоляционной ленты так, чтобы оставалась свободной его центральная часть высотой не менее половины кадра. Такой выбор делается из тех соображений, что в любом натюрморте существует предмет который определяет его высоту, например ваза с цветами. В то же время, если предмет будет иметь большие размеры, то есть вероятность появления геометрических искажений в виде отклонения от вертикальной линии (завал). В качестве мишени выберем достаточно высокий предмет, на котором по высоте установим метки через 100мм. Последовательно изменяя фокусное расстояние объектива и передвигая фотокамеру относительно мишени, будем добиваться, чтобы отметки мишени занимали одинаковое положение относительно центральной части экрана. Проделаем измерения для отметок высотой 200мм, 300мм, 400мм, рассчитаем зону РИП и выведем на графики.

зависимость ГРИП от высоты предмета

При анализе графиков четко видна линейная зависимость между расстоянием до предмета и фокусным расстоянием объектива. Но самое главное видно, что ширина зоны резко изображаемого пространства с увеличением фокусного расстояния объектива при увеличении дистанции фокусировки уменьшается не так резко как в случае фиксированного значения дистанции фокусировки.

Кроме того увеличение высоты предметов, составляющих композицию натюрморта, позволяет расширить зону резко изображаемого пространства и обеспечить необходимую детализацию изображения. Таким образом как и в случае с живописью можно сказать — чем крупнее натюрморт, тем больше деталей можно получить на снимке.

Если перестроить графики по другому, то получится удобная диаграмма с помощью которой можно наглядно оценить технические параметры будущего натюрморта. В зависимости от имеющегося объектива и высоты предметов, составляющих натюрморт можно определить дистанцию с которой нужно снимать для получения интересного ракурса изображения. Можно заранее определить на каком расстоянии друг от друга можно разместить предметы для того, чтобы они оставались в зоне резкости.

Диаграмма выбора дистанции фокусировки

На основании выводов можно предложить следующий порядок создания натюрморта:

Выбрать наиболее высокий предмет, который будет включен в композицию.

Выбрать тип объектива, в случае объектива с фиксированным фокусным расстоянием, или фокусное расстояние, в случае объектива с переменным фокусным расстоянием.

Передвигая камеру со штативом добиться оптимального размера изображения на мониторе камеры.

С помощью механической или электронной рулетки замерить расстояние от плоскости фокусировки камеры до предмета.

С помощью подходящей программы калькулятора, например программы Hyper Fokal для смартфона, рассчитать границы резко изображаемого пространства.

 При необходимости, увеличить значение диафрагмы и пересчитать параметры еще раз.

 Используя результаты расчетов составить композицию натюрморта.

Сделать контрольный снимок

В случае необходимости произвести коррекцию параметров съемки изменяя диафрагму, фокусное расстояние и дистанцию фокусировки.

Дополнительную коррекцию кадра можно произвести при обработке снимка в фотошопе.

натюрморт с фруктами

Выводы:

При съемке натюрморта масштаб изображения в первую очередь определяется размерами самого высокого предмета.

Самым простым способом получения высокой детализации является установка деталей натюрморта в плоскости параллельной плоскости матрицы камеры, тогда она становится плоскостью фокусировки.

При съемке натюрморта степень детализации изображения можно менять, меняя диафрагму, фокусное расстояние объектива и дистанцию фокусировки.

При использовании рулетки и программы расчета ГРИП можно заранее определить будут ли отдельные предметы, составляющие композицию натюрморта, находиться в зоне резкости.

В следующей статье попробуем применить эти выводы на практике, при создании натюрморта.

Для увеличения размера картинки, кликните на нее
TEXT.RU - 89.60%
Уникальность 89 процентов означает что в этой статье использовано много терминов из предыдущей статьи.