Это очередная статья посвященная оснащению домашней фото студии (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16, 17). Здесь рассмотрены вопросы простой регулировки яркости светодиодных ламп.

      Основное достоинство применения постоянного света в фотографии заключено в том, что можно увидеть как распределится свет на моделях и предметах еще до момента когда будет нажат спуск затвора. Именно поэтому важно иметь возможность регулировать яркость источника света или величину освещенности падающего света. В импульсных вспышках для этой цели используется пилотный свет, а яркость вспышки определяется энергией заряда накопителя, которую можно регулировать.

            В светодиодных лампах регулировать яркость свечения несколько сложнее. Яркость свечения светодиода зависит от величины тока, протекающего через него. Причем эта зависимость нелинейная, поэтому для обеспечения постоянства светового потока используют источник стабильного тока, который обеспечивает неизменный ток для всех светодиодов, входящих в состав лампы. Сложные регулируемые источники стабильного тока позволяют управлять сверхъяркими светодиодами, регулировать их яркость и цветовую температуру. Такие светодиоды используют в профессиональной осветительной технике в большом количестве. Они очень дорогие, а также дорогие и источники их питания. Именно этим можно объяснить большую цену таких осветительных приборов, выпускаемых крупными фирмами.

            В статье Идеальные лампы для домашней студии мы рассмотрели устройство и типовую конструкцию светодиодных ламп. Из этой статьи можно сделать вывод, что поскольку светодиоды в таких лампах питаются от специального преобразователя напряжения, то электрическим способом изменять яркость таких ламп нельзя. 

         В то же время если невозможно регулировать количество излучаемого света, никто не запрещает регулировать количество света, падающего на объекты съемки. Подобную задачу мы уже решали, когда рассматривали как регулировать свет в патронных вспышках.  

         В статье Самодельный держатель фильтров и модификаторов для лампы мы рассмотрели как сделать держатель для крепления разнообразных приспособлений для модификации света. Именно его мы будем использовать для регулировки количества падающего света.

        Самым простым способом регулировки освещенности будет установка диафрагмы в виде отверстия перед источником света. При изменении диаметра отверстия будет изменяться площадь излучаемой поверхности. Соответственно при увеличении диаметра площадь излучаемой поверхности будет увеличиваться, а при уменьшении уменьшаться. Можно изготовить несколько таких листов с отверстиями и подбирать с их помощью освещенность объекта съемки. Если лень менять отверстия каждый раз при изменении характера освещения в кадре, можно изготовить простейшую двухлепестковую диафрагму. Для этого нужно взять три листа жесткого картона и обрезать их в размер держателя, на котором будет крепиться диафрагма. Два листа по противоположным краям оклеить малярным скотчем сложив в виде паспартуПосле этого вырезать два лепестка диафрагмы в виде половинок квадрата, расположенного под углом 45 градусов по отношению к краям. Если вложить лепестки диафрагмы друг в друга и сдвигать, то в центре получим отверстие в виде квадрата. Величину отверстия можно изменять сдвигая и раздвигая лепестки.

 Диафрагма лепесток паспарту.

       Диафрагма правый лепесток.

     Диафрагма в сборе.

 

              Такая диафрагма легко крепится на держатель отражателя с помощью канцелярских зажимов, а при необходимости сверху можно еще добавить цветной светофильтр.

                        Установка диафрагмы.

 

            Другим способом регулировки освещенности является применение рассеивающих фильтров, установленных перед источником света. Подобные нейтрально серые, белые рассеивающие и коррекционные фильтры в виде пленок широко используются в студийной и кино съемке. Нейтрально-серые фильтры предназначены для ослабления интенсивности света без изменения его спектра. Они бывают белые рассеивающие для ослабления интенсивности и частичного рассеяния и коррекционные для преобразования цветовой температуры. Подобные светофильтры чаще всего выпускаются в рулонах, достаточно дороги по цене, поэтому покупать их имеет смысл только для профессиональной съемки, когда есть уверенность что их приобретение окупится. Для любительской съемки можно рассмотреть более простые и дешевые варианты. Для этой цели можно использовать чертежную кальку, полупрозрачную пленку или пластик, который используют в рекламных щитах с подсветкой.

            Самый простым способом является использование в качестве рассеивающих фильтров одноразовых тарелок из полипропилена. В настоящее время выпускается огромное количество разновидностей таких тарелок разной формы, диаметра, с разной толщиной стенок и разных цветов. Тарелки продаются небольшими упаковками по цене не более одного рубля за штуку. При толщине стенки менее 0,5 мм тарелка прекрасно просвечивается любым источником света и может быть использована в качестве рассеивающего фильтра. Их можно собирать в стопку меняя таким образом пропускающую способность фильтра и тем самым регулировать освещенность предметов в кадре. Рассеивающий фильтр дополнительно размывает тени от предметов, смягчая таким образом свет от источника. В нашем случае используются тарелки диаметром 205 мм.

Одноразовые тарелки.

 

Их легко установить на Самодельный держатель для фильтров с помощью двух канцелярских зажимов.

                Одноразовая тарелка светофильтр.

          Молочный светофильтр.

 

            Еще одним способом регулировки яркости является применение поляризационных пленок. Прежде чем рассматривать способ регулировки напомним что такое поляризация света. Для этого вспомним во-первых, что свет является электромагнитной волной. Во вторых, что волны бывают продольными и поперечными. Световая волна является поперечной волной. Поперечной называется волна которая распространяется перпендикулярно плоскости в которой колеблются отдельные части среды в которой распространяется волна. Образно поперечную волну можно представить в виде змейки, которая извиваясь ползет по плоскости в одном направлении — оси. В реальной волне такая плоскость не одна, а множество плоскостей которые повернуты в пространстве относительно оси направления движения. Для световой волны такой набор плоскостей с направленным излучением и есть обычный неполяризованный свет. Если теперь на пути света поставить узкую щель, то через нее пройдет только составляющая света плоскость которой параллельна щели. Такая плоскость называется плоскостью поляризации, а свет, проходящий через щель называется поляризованным. Одна щель пропустит лишь малую часть светового потока от источника света, поэтому пропускания большей части светового потока нужно иметь целую решетку из параллельных щелей. Именно таким является один из способов изготовления поляризационных пленок. На пленку параллельно наносят ряд параллельных тонких металлических полос с расстояниями между ними близкими к длине волны света. Плоскости, проходящие через эти щели определяют направление поляризации.

            Принцип регулировки света с помощью поляризационных пленок заключается в следующем. Если совместить два листа пленки так, что направление поляризации в них будет совпадать, то они будут пропускать весь проходящий через них свет. Если их поворачивать относительно друг друга, то по мере поворота количество проходящего света будет меняться от максимума до полного отсутствия в момент, когда плоскости поляризации станут взаимно перпендикулярны.

            Сразу возникает вопрос где взять такую пленку. Напомним, что для получения изображения, на любом жидкокристаллическом экране наклеена поляризующая пленка. Вывод напрашивается сам собой. Нужно найти неисправный монитор с экраном подходящего размера и отклеить пленку. Этот способ имеет смысл если монитор достанется бесплатно. Если вы готовы заплатить некоторую сумму, то лучше заказать на аукционах типа Алиэкспресс новые листы поляризационной пленки, предназначенные для замены поврежденной пленки на экране монитора.  Размер и цена зависит от длины диагонали экрана, при этом цена не будет чрезмерной.

Поляризационная пленка светофильтр.

                        При установке поляризационного фильтра на держатель следует устанавливать такой стороной, чтобы при взгляде на него при включенной лампе через второй фильтр свет от лампы не окрашивался в дополнительные цвета, а при повороте второго фильтра вдоль оси яркость падала практически до нуля.

                                                  Одинаковая плоскость поляризации.

             Взаимно перпендикулярная плоскость поляризации.

 

            Мы рассмотрели три простых способа регулировки яркости света лампы. Они применимы в первую очередь при съемке предметов, натюрмортов и арт проектов, когда не требуется освещать большие пространства и в то же время необходимо иметь возможность большое количество компактных источников света для создания эффектной световой картинки.

Основные достоинства этих способов заключаются в следующем.

   Во первых, при их использовании не изменяется цветовая температура источника света, а значит не появится проблем согласования цветовой температуры источников света в кадре.

      Во вторых, их можно использовать одновременно в любом взаимном сочетании, а также в сочетании с другими модификаторами, например с цветными фильтрами. Ни один из способов регулировки яркости не требует значительных материальных затрат.

            Самое интересное заключается в том, что применение механических способов регулировки яркости дает вам широкие возможности управления светом и избавляет от многих неудобств применения дорогих и громоздких приспособлений, используемых в студийной съемке, при этом для съемки можно использовать даже небольшой кусочек обеденного стола.

           Освещение двумя источниками с диафрагмами.

 

            В следующей статье рассмотрим вопрос о возможности использовании цветных фильтров в домашней студии.

Text.ru - 100.00%