В этой статье рассматривает вопрос о том каким способом можно получить изображение реальной поверхности блестящего предмета при съемке и не увидеть своего отражения в полученном снимке.

         В статье о съемке монет  показано, что для выявления микрорельефа предмета освещение предмета нужно производить под небольшим углом к плоскости предмета, а в статье  установлено, что для исключения появления изображений посторонних предметов на блестящих поверхностях перед ними нужно размещать отражатели белого цвета и освещать их отраженным светом. Такой способ хорошо работает в случаях когда поверхность предмета плоская.

    В случаях, когда предмет имеет плавные формы не дающие резких теней применение белого отражателя приводит к тому, что на снимках поверхности становятся плоскими.

Вид гистограммы снимка блестящего предмета

Вид гистограммы снимка блестящего предмета

      Если посмотреть на яркостную гистограмму такого снимка, то увидим, что на ней имеется узкий пик, уходящий за пределы гистограммы. Этот пик является самым светлым участком снимка и находится в местах отражения от блестящей поверхности. Ограничение этого пика говорит о том, что динамический диапазон фотоаппарата не позволяет воспроизвести все изменения яркости отраженного изображения. По этой причине в таких ярко освещенных местах теряются все детали изображения и поверхность становится плоской. Если еще раз взглянуть на гистограмму, то слева от первого максимума изображения можно заметить второй, меньших размеров. Он отвечает за детали в тенях предмета. Чем он выше, тем больше деталей появится на изображении, чем ниже, тем больше деталей потеряется в тенях.

         Таким образом для получения нормального изображения блестящего предмета нужно чтобы интенсивность отражения от блестящих участков предмета была ограничена, а темные участки были достаточно освещены. Для этой цели можно использовать два способа. Первый заключается в том, чтобы исключить возможность получения значительных перепадов яркостей при съемке путем применения отражателей и фильтров. Вторым способом может быть использование стекинга по экспозиции, когда делается несколько снимков с разной экспозицией и на их основе собирается конечный снимок.

       В данной статье будет рассмотрен первый способ. Для того, чтобы ограничить перепады яркости между светом, падающим на блестящую поверхность и темными местами нужно уменьшить интенсивность падающего света и увеличить интенсивность света, отраженного от окружающих вспомогательных флагов и отражателей. Идеальным отражателем будет зеркальная сфера в центр которой нужно поместить снимаемый предмет. Свет, отраженный от стенок зеркальной поверхности будет дополнительно освещать предмет. При этом, в силу того, что при отражениях часть света будет теряться, всегда можно подобрать такой уровень света при котором на блестящем предмете не будет ярких бликов и пересветов.

         Уточним требования. При съемке предмета на снимке (если это не панорама) можно показать только его фронтальную часть. Из этого следует вывод, что для отражения фронтальной части достаточно иметь зеркальную полусферу. Если предмет не подвешивать на нитке, а устанавливать на плоскую поверхность, то для съемки достаточно не половинки, а четвертинки сферы. Такое устройство можно сделать из прозрачного тазика, залепив изнутри его половину отражающей пленкой.

     Для первичных экспериментов в качестве полусферы будем использовать пластиковую крышку для СВЧ камеры, которую можно приобрести во многих хозяйственных магазинах.

Крышка для СВЧ печки

Крышка для СВЧ печки

        Перед началом использования пластиковой крышки проделаем с ней некоторые манипуляции. Во первых, демонтируем клапан с верхней стороны и снимем бумажную метку. Во вторых, с помощью кусочков двухстороннего скотча и кальки закроем центральную часть крышки. Это позволит рассеять свет, который будет падать на снимаемый предмет сверху. В третьих сделаем отверстие в боковой стенке крышки, которое даст возможность фотографировать все, что будет находиться внутри крышки. В четвертых, оклеим внутреннюю часть крышки, обращенную к зрителю, блестящей самоклеющейся пленкой. В результате получим «блестящую полусферу» или скорее «четверть сферу».

Зеркальная полусфера -отражатель.

Зеркальная полусфера -отражатель.

         Теперь соберем схему для съемки. Основным светом будет свет, отраженный от белого фона создаваемый патронной вспышкой. Он будет и фоновым и заполняющим. Его величину подберем так, чтобы гистограмма снимка предмета, накрытого сферой имела максимум в пределах динамического диапазона фотоаппарата то есть помещалась на гистограмме. Для этой цели воспользуемся методом, рассмотренном в статье.

Выравнивание фоновой засветки.

Выравнивание фоновой засветки.

        В качестве дополнительных источников света будем использовать два софтбокса, свет от которых будем направлять сверху сбоку на предмет и внутреннюю боковую стенку полусферы. На изображение предмета будет оказывать цвет материала, на котором он будет установлен, поэтому сделаем несколько снимков на белом, зеркальном и цветном фоне.

       Учитывая небольшие размеры снимаемых объектов для получения нормального изображения при съемке желательно использовать макро объектив. При макросъемке на небольших расстояниях получается очень небольшая глубина резко отображаемого пространства, поэтому для получения хорошей детализации необходимо собрать изображение из нескольких снимков методом  стекинга. При съемке с помощью макро объектива  фотоаппарат должен находится близко от снимаемого объекта, поэтому для исключения его отражения установим на объектив белую отражающую пластину с отверстием для объектива.

         На основании проведенных рассуждений собрана следующая световая схема.

Световая схема

Световая схема съемки с помощью сферического отражателя.

     Для пробной съемки был собран кадр из шести снимков. При обработке произведена установка баланса белого, кадрирование и уменьшение интенсивности отраженного изображения для усиления впечатления скольжения по зеркальной поверхности.

Поезд на стекле.

Поезд на стекле.

     После этого для выяснения влияния фона подложки на изображение блестящей поверхности были сделаны снимки на блестящем, белом и голубом фоне.

Зеркальный фон.

Зеркальный фон.


Белый фон.

Белый фон.


Голубой фон.

Голубой фон.

     Сравнивая три изображения можно сделать выводы: цвет фона, на котором находится блестящий предмет очень сильно влияет на его изображение, чем светлее фон, тем светлее изображение.

         Применение зеркальной полусферы позволяет исключить отражения от внешних предметов на поверхности предмета. Применение сферического отражателя позволяет исключить появление точечных бликов и пересветов от внешних источников света, даже при сферической форме снимаемого предмета. Применение сферического отражателя открывает возможности безбликовой съемки ювелирных украшений.

      Проведенные эксперименты показывают, что создание «зеркальной полусферы» для фотосъемки блестящих предметов вполне по силе рядовому фотолюбителю. Если применить полусферу больших размеров, то можно и увеличить размеры снимаемых предметов.

Зеркальный фон.

Зеркальный фон.

 

TEXT.RU - 100.00%

Если Вам пригодилась информация, приведенная здесь, нажмите кнопку социальных сетей, поделитесь с другими, а если она еще и понравилась, подпишитесь на обновления или оставьте свой комментарий — дальше будет интереснее.

Похожие материалы