Данная статья является продолжением серии статей о создании домашней фотостудии. В ней рассматриваются вопросы о том каким бывает импульсный свет и как его подобрать для домашней студии .

         Несмотря на бурное развитие цифровой фотографии, и особенно успехи в увеличении светочувствительности матрицы, которая позволяет снимать в условиях недостаточного освещения, фотовспышки остаются одним из самых необходимых инструментов фотографа. С помощью вспышки фотограф может быть независимым от причуд освещения и капризов погоды. Грамотное применение фотовспышек позволяет создать в кадре иллюзию дневного света, показать игру солнечных зайчиков, зажечь свечу, остановить мгновенье танца, создать загадочный портрет.

allvsp

Бюджетные вспышки для домашней студии

         История электрического света в фотографии началась с 1851 года, когда Генри Тальбот впервые провел фотосъемку с короткой экспозицией. Для этого был использован разряд лейденской банки. Позже после появления магниевого порошка появилось и название flash (вспышка), которое прижилось. С этого момента началась более чем 150 летняя история фотовспышек.

 Отрадно сознавать, что свой вклад эту историю вложили советские инженеры. До развала СССР было создано много моделей фотовспышек различного типа. Это были накамерные вспышки с батарейным или сетевым питанием.

         Окончательную архитектуру электрические вспышки обрели после того как были созданы вспышки на ксеноновых лампах. Это произошло в 1939 году, когда была создана первая электронная вспышка, использующая ксеноновую трубку. Позднее трубка изогнулась в дугу в кольцо и приобрела свой окончательный вид ксеноновой лампы-вспышки.

         Принцип действия ксеноновой лампы заключается в следующем: колба заполняется смесью инертных газов и имеет три электрода. Два из них запаяны в тело колбы и имеют контакт с газом внутри колбы. К ним   подключается конденсатор, который заряжается от высокого напряжения. В нормальном состоянии ток через газ не проходит. Третий электрод находится на поверхности колбы и не имеет непосредственного контакта с газом внутри колбы. На этот электрод подается импульс высокого напряжения, который ионизирует «поджигает» газ внутри колбы. При ионизации газ становится проводящим и позволяет разрядиться конденсатору, заряженному до высокого напряжения. При быстром разряде конденсатора образуется яркая вспышка цвет которой определяется составом газовой смеси, закачанной в лампу. Все великое разнообразие электронных вспышек основано на этом принципе. Разница заключается в способе заряда и разряда конденсатора и в допустимой мощности лампы- вспышки.

         После изобретения лампы-вспышки конструкция фотовспышек развивалась в двух направлениях. Одно направление — студийных вспышек предполагало создание мощных вспышек для освещения больших студий, интерьеров. Поскольку сама лампа при вспышке освещает все пространство вокруг себя, то для формирования нужного освещения при съемке в студии необходимо использовать различные устройства модификаторы света: софтбоксы, стипбоксы, снуты, гриды, фильтры и прочие. При их использовании часть света теряется поэтому необходимо иметь возможность регулировать количество света от вспышки. Кроме того необходимо иметь возможность сравнивать вспышки между собой. Самым простым и надежным мерилом для сравнения фотовспышек может стать максимальное количество энергии, которое может запастись в конденсаторе и выделиться в виде светового импульса. Наиболее удобной единицей измерения для этого является мощность в единицу времени. Она измеряет энергию и называется Джоуль.

         Для электрических конденсаторов максимальная запасенная энергия равна половине произведения емкости конденсатора, выраженной в фарадах, на квадрат напряжения на нем, выраженного в вольтах. Регулировать максимальную накопленную энергию можно двумя способами. Можно увеличить емкость накопительного конденсатора путем составления батареи из параллельно включенных конденсаторов. Можно менять напряжение, до которого будет заряжаться или разряжаться конденсатор. Оба этих способа нашли свое отражение в конструкциях студийных фотовспышек.

         Представители первого направления генераторные вспышки. Генераторные вспышки состоят из двух устройств: генератора в состав которого входит батарея накопительных конденсаторов и генераторной головки в состав которой входит импульсная лампа с отражателем. Оба блока соединяются между собой кабелем с помощью которого происходит разряд конденсаторов через лампу. Генераторы могут быть студийные с питанием от сети переменного тока и аккумуляторные. Аккумуляторные генераторы позволяют, работать автономно, подзаряжаясь от сети в случае необходимости. Генераторные вспышки самые мощные, студийные вспышки, имеют стабильную цветовую температуру, широкий диапазон выходной мощности, и даже возможность регулировки длительности импульса разряда вспышки. Как правило такие вспышки очень дорогие и используются преимущественно профессиональными фотографами.

         Другие представители направления студийных вспышек это моноблоки. Регулировка величины заряда накопительного конденсатора в таких вспышках производится за счет изменения величины напряжения, до которого может зарядиться или разрядиться конденсатор. Такие вспышки имеют сетевое питание и относительно простую электрическую схему, отработанную многолетней практикой и поэтому проще в изготовлении и надежнее в использовании. Очень много фирм занимаются производством подобных вспышек разной ценовой категории, поэтому всегда можно найти недорогую, подходящей мощности. На сегодняшний это самые удобные вспышки для домашней фотостудии.

 

         Вторым направлением развития конструкций электронных вспышек стали накамерные вспышки. Это легкие переносные вспышки, которые можно установить на фотокамеру или легкий штатив, разместить несколько вспышек вокруг снимаемого объекта. Такие вспышки имеют меньшие габаритные размеры, меньшую мощность и меньший вес по сравнению со студийными.

         В электрической схеме такой вспышки обязательно присутствует преобразователь напряжения, который сначала преобразовывает постоянное напряжение низковольтных батарей питания в переменное напряжение, увеличивает его амплитуду и опять преобразовывает в постоянное высоковольтное напряжение, которое заряжает накопительный конденсатор до необходимой величины. Для накамерных вспышек разработаны специальные конденсаторы небольших размеров, значительной емкости, допускающие заряд до напряжения более 300 вольт и многократный импульсный разряд. Именно конденсатор вносит основной вклад в габаритные размеры и максимальную мощность накамерной вспышки. Элементарные расчеты показывают, что при сохранении разумных размеров мощность накамерной вспышки может быть не более 100 Дж. Для повышения эффективности накамерные вспышки получили специальный отражатель, позволяющий фокусировать все световое излучение в ограниченной области. Для определения эффективности маломощных вспышек Дитер Маннесман ввел понятие ведущего числа вспышки. Ведущее число это характеристика конкретной вспышки, которая показывает на каком максимальном расстоянии при заданной диафрагме и чувствительности получится снимок с оптимальной экспозицией. Численно ведущее число равно произведению расстояния до объекта на величину диафрагмы. По этой формуле, зная расстояние до объекта и ведущее число вспышки, всегда можно рассчитать необходимую диафрагму.

         В эпоху пленочной фотографии, когда мощность вспышки менять было нельзя, на корпусе устанавливалась таблица, рассчитанная по формуле ведущего числа и позволяла определить необходимую диафрагму в зависимости от расстояния до снимаемого объекта.

sef3

Советская вспышка СЭФ-3


IMG_9294

Калькулятор экспозиции.

 

В современных вспышках появилась автоматическая система например E-TTL в CANON, которая по расстоянию вычисляет необходимую мощность вспышки.

 

         В заключение отметим светодиодные вспышки. Светодиодный свет в последнее время становиться ведущим во всех областях светотехники. В фотографии сначала стали использовать светодиодные светильники с регулировкой яркости, а в настоящее время появились и полноценные вспышки. По мощности они уступают ксеноновым накамерным, но при этом имеют свои достоинства. Короткое время включения и выключения светодиода, минимальное потребление, небольшие габариты и вес, возможность работы в постоянном и импульсном режиме, плавная регулировка яркости эти качества позволят в ближайшее время светодиодным вспышкам выйти на ведущие позиции. Светодиодные вспышки активно внедряются в небольшие фотоаппараты и смартфоны.

         Приведенные сведения дают только общее представление о положении в области импульсного света. Эта область постоянно совершенствуется и развивается но, к сожалению, без участия российских производителей.

         При выборе вспышек для домашней студии сначала нужно определить круг решаемых задач, сформулировать требования, определить тип, ограничить ценовой диапазон. Сделаем это.

         Круг задач которые можно решить в домашней студии включает: предметную съемку всех направлений, съемку натюрмортов, пересъемку документов, восстановление домашних фотоархивов, портретную съемку, включая поколенный портрет, съемку домашних животных и домашних растений, выездную съемку с домашней фотостудией.

         Для решения большинства задач в домашней студии будет достаточно нескольких накамерных вспышек, но именно в студии, где производится много снимков одновременно встает вопрос о необходимости постоянной смены и зарядки аккумуляторов. Для полноценной работы придется постоянно иметь в запасе несколько комплектов заряженных аккумуляторов. Для накамерных вспышек выпускается достаточно много различных модификаторов света таких же как и для студийных вспышек. Автономность питания позволяет устанавливать эти вспышки в немыслимых местах, создавая эффекты солнечных лучей, лунной дорожки, эффекта зажженной свечи. Наличие рефлектора, изменяющего свое положение относительно лампы- вспышки позволяет изменять угол распространения света и тем самым площадь освещаемой поверхности.

         Особенностью большинства типов накамерных вспышек является наличие системы автоматического управления экспозицией фотовспышки, соединенной с фотоаппаратом и управления с ее помощью выносными вспышками по инфракрасному каналу (система E-TTL). Такие вспышки синхронизируются только со вспышками аналогичной системы, поэтому для синхронизации со вспышками сторонних фирм придется использовать другие способы.

es430

Накамерная вспышка

         Если вы твердо решили, что фотостудия в гостиной это не только предмет интерьера, но и необходимый инструмент, если для копирования документов вы не пользуетесь ксероксом, если у вас есть клочок места в котором можно уместить две стойки, то можно мечтать о паре студийных моноблоков. С их появлением наступит рай. Подготовка к съемке будет заключаться в нажатии выключателя питания и повороте стойки в нужную сторону. Плавная регулировка мощности, наличие пилотного света все это делает съемку сказочно приятной. Как правило студийные моноблоки могут синхронизироваться либо по свету либо с помощью кабеля PC, соединенного с фотоаппаратом. Для домашней студии не требуется моноблоки мощностью более 250 Дж.

monoblok

Студийный моноблок

         В качестве самого бюджетного источника импульсного света можно использовать патронные вспышки. Их главное достоинство низкая цена. Для использования такой вспышки достаточно купить специальный патрон с выключателем. Он уже имеет отверстие для крепления отражающего зонтика. Если это все установить на осветительную стойку, то имеем простой недорогой студийный свет, позволяющий использовать все основные приемы работы со светом. Патронную вспышку не жалко использовать для освещения фона при всех видах съемки. Если она не имеет возможности регулировки мощности ее можно производить способом рассмотренным в статье.

patrvsp

Патронная вcпышка

         В настоящее время минимальную цену имеют патронные вспышки. Более дорогие студийные в нижнем ценовом диапазоне имеют цены сравнимые с накамерными вспышками этого же диапазона.

         Подводя итог размышлениям можно сделать вывод: для решения всех задач по съемке в домашней студии можно свободно подобрать нужное количество недорогих разного типа.

         При выборе вспышек важным параметром для является цветовая температура. Несмотря на то, что изготовители указывают значение цветовой температуры вспышек близкое к солнечному свету, реальные значения цветовой температуры разных вспышек другие. Подробнее этот вопрос рассматривался в статье.

 В силу этой причины если использовать в одной фотосессии вспышки с разной температурой, могут появиться трудности с установкой баланса белого.

Для выравнивания цветовой температуры разных источников освещения существуют специальные гелевые фильтры. В одной из последующих статей попробуем разобраться можно ли применить их в домашней студии.

         При выборе вспышек необходимо заранее решить вопрос их синхронизации с фотоаппаратом. Этот вопрос тоже важен для понимания, поэтому рассмотрим его в отдельной статье.

 Выводы:

         Техника импульсного освещения возникла не намного позже самой фотографии и прошла огромный путь за 150 лет существования. Настоящее рождение электронных вспышек наступило с изобретением ксеноновой лампы-вспышки. Можно условно разделить все вспышки на два направления: мощные студийные вспышки и легкие репортажные накамерные вспышки. Студийные вспышки сравниваются между собой по мощности в джоулях, а накамерные вспышки сравнивают с помощью ведущего числа.

Для работы в составе домашней студии можно применить накамерные вспышки, недорогие студийные моноблоки и патронные вспышки.

При выборе вспышек необходимо обращать внимание на цветовую температуру.

vibor

Тяжелый выбор.

TEXT.RU - 100.00%

Если Вам пригодилась информация, приведенная здесь, нажмите кнопку социальных сетей, поделитесь с другими, а если она еще и понравилась, подпишитесь на обновления или оставьте свой комментарий — дальше будет интереснее.

Похожие материалы