Данная статья продолжает тему применения вспышек, затронутую в предыдущей статье и рассматривает вопрос о синхронизации вспышек разных типов между собой и с фотоаппаратом.

         О необходимости разобраться как обеспечить правильную синхронизацию вспышки узнаешь после того как получаешь подобный снимок.

Дефект снимка

Непонятный дефект снимка

Первой приходит мысль о неисправности камеры, второй становится мысль о недостаточном заряде аккумуляторов у вспышки и только потом узнаешь что не при всякой выдержке затвора фотоаппарата можно получить правильный снимок со вспышкой.

Другой вопрос, который может поставить в тупик начинающего фотолюбителя — как запустить вспышку дистанционно. Для прояснения этих вопросов сначала обратимся к истории.

Синхро разъемы.

         До появления вспышек при съемке для освещения использовали горящую магниевую ленту, а позже проволоку. Потом изобрели магниевый порошок, который сгорал яркой вспышкой. Поскольку магниевый порошок сгорал достаточно быстро, встал вопрос о необходимости синхронизации момента зажигания порошка с моментом открывания затвора фотоаппарата. Так появились синхронизаторы, сначала они были механические и существовали отдельно от фотокамеры. Потом их стали устанавливать внутри. Дальнейшим развитием магниевых вспышек стало появление флеш-ламп. Внутри флеш-лампы находилась тонкая магниевая фольга, которую поджигали с помощью электрической искры. При этом между временем появления искры и сгоранием магния существовала задержка во времени, поэтому между моментом срабатывания вспышки и моментом открывания затвора вводилась механическая задержка. В 1939 году была изобретена электронная вспышка на ксеноновой лампе, которая зажигалась значительно быстрее по сравнению с магниевой. Поскольку оба типа вспышек были широко распространены, производителям фотоаппаратов пришлось решать эту проблему. Для начала на фотоаппаратах стали устанавливать два разъема для разных вспышек.

Два разъема

Синхро разъемы для разных типов вспышек.

Позднее вместо двух разъемов стали устанавливать переключатель типа вспышки.

pereklushatel

Переключатель типов вспышек.

При установке вспышки ее дополнительно приходилось соединять с фотокамерой с помощью синхрокабеля с разъемом РС.

vspshishka sef3

Подключение вспышки с помощью синхрокабеля.

         При разработке вспышек, в целях маркетинга, каждая фирма разрабатывала свою конструкцию разъема соединяющего вспышку и камеру, что было неудобно для пользователей. В конце концов был разработан разъем PC, который удовлетворил всех и стал международным стандартом. Разъем PC состоит из гнезда и вилки, имеет простую конструкцию, небольшие габаритные размеры и сохранился до наших дней правда в усовершенствованном виде. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Первоначально разъем синхронизации находился в цепи высокого напряжения, которая формировала импульс поджига вспышки, что периодически приводило к попаданию фотографа под это напряжение, при нарушении изоляции в разъеме. В результате развития технологии появились элементы которые позволили полностью отделить высоковольтные цепи от низковольтных и выводить на контакты разъема только низковольтные сигналы. Именно этим объясняется предостережение о том что старые вспышки ни в коем случае нельзя подключать к цифровым камерам, иначе камеру придется выбросить. Снижение напряжения на контактах разъемов позволило применить на другом конце синхронизирующего кабеля аудио штекер, а на студийных вспышках аудио гнездо. В результате синхронизирующий кабель стал называться «РС -Джек» по именам разъемов и принял следующий вид.

pcdjcabel

Синхрокабель

 Разъем PC долгое время устанавливался в качестве синхро разъема на фотокамеры пока не появился разъем «горячий башмак». Предшественником этого типа крепления была специальная скоба которая называлась «зухерпланка». На планке были установлены салазки для крепления навесных устройств. С помощью этих салазок на аппарат можно было установить дальномер, видоискатель или вспышку. После изобретения горячего башмака их стали по аналогии называть холодный башмак.

holodnbashmak

Холодный башмак.


holodn bashmak

Холодный башмак.

Достоинством разъем типа горячий башмак является отсутствие проводов, соединяющих вспышку и камеру. В классическом варианте разъем имеет всего два контакта.

gorbash1

Горячий башмак.

         Можно предположить, что свое название разъем «горячий башмак»получил из-за наличия отдельного контакта в «пятке» башмака, который пришпоривает или подогревает вспышку. На советских вспышках тоже имелась возможность использования горячего башмака. В основании вспышки СЭФ -3 установлен переходник от разъема РС на разъем горячий башмак.

gor basmak2

Советский горячий башмак.

Применение разъема горячий башмак открыло возможность разместить на площади занимаемой подошвой башмака не один, а несколько контактов. Это позволило обеспечить управление вспышкой, установленной на камеру, с помощью меню камеры. К сожалению каждая фирма изготовитель использует свою комбинацию контактов и алгоритмов и поэтому подобное управление возможно только в пределах продукции одной фирмы изготовителя.

bashmak canon

Горячий башмак фирмы Canon.

Основные способы запуска вспышек.

         Рассмотрим основные способы запуска вспышки. Существует два физических способа запуска внешней вспышки: по синхро кабелю или с помощью электромагнитных колебаний. Соединение с помощью синхро кабеля производится через разъем РС или другой низковольтный. Его длина может достигать нескольких метров.

pcdjcabel

Синхрокабель PC на DJ

Все студийные вспышки в обязательном порядке имеют разъем, предназначенный для внешней синхронизации с помощью синхрокабеля это может быть РС разъем или Джек.

zadnik vspishki

Разъем синхронизации.

Накамерные вспышки, как правило, разъемом РС не оснащаются, поэтому для того чтобы запустить с помощью разъема РС вспышку оснащенную горячим башмаком потребуется адаптер-переходник, например такой:

adapter1

Адаптер-переходник

         Как известно, электромагнитные колебания условно делятся на несколько диапазонов. Для синхронизации вспышек используют следующие диапазоны: диапазон видимого света, инфракрасный диапазон и радио диапазон.

         В диапазоне видимого света для запуска вспышки используют световые ловушки. Световая ловушка это переключающее устройство в состав которого входит фотоприемное устройство. Фотоприемное устройство срабатывает от вспышки света. Подобные ловушки устанавливают на все студийные вспышки, что позволяет с помощью одной вспышки, называемой ведущей, запускать все вспышки в студии. При этом все остальные вспышки становятся ведомыми.

lovushka1

Фотоловушка

 

lovushka2

Фотоловушка на студийной вспышке

         Накамерные вспышки чаще всего используются в условиях больших открытых пространств на разных расстояниях от объекта съемки обладая значительно меньшей мощностью чем студийные. В этих условиях запуск вспышки с помощью вспышки света невозможен. Для запуска накамерных вспышек используют инфракрасное излучение. В отличие от видимого свет инфракрасное излучение невидимо для глаз, хотя его так же как и видимый свет можно направлять и фокусировать. В качестве излучателя применяется инфракрасный светодиод, который имеет большое быстродействие и острую диаграмму направленности. Если на одной из вспышек установить передатчик инфракрасного излучения, а на остальных приемники излучения, то с помощью одной вспышки можно будет управлять целой сетью. Именно  этот способ и используется для запуска накамерных вспышек. Вспышка у которой есть и ИК передатчик и ИК приемник называется ведущей, а вспышка у которой только ИК приемник ведомой. Введение ИК связи позволило создать дистанционную систему управления удаленными вспышками с помощью ведущей вспышки, пропорционально меняя уровень мощности ведомой вспышки при изменении мощности ведущей.

При отсутствии ведущей вспышки запуск ведомых можно осуществить с помощью специального инфракрасного синхронизатора, который устанавливается в камеру на место ведущей вспышки. Если при съемке используются вспышки разных фирм изготовителей, то все ведомые вспышки следует перевести в ручной режим и использовать ведущую вспышку как простой ИК синхронизатор, уменьшив при этом мощность ведущей вспышки до минимума.

         Наибольшую гибкость управления внешними вспышками дает применение радио синхронизатора. Радио синхронизаторы в фотографии появились сравнительно недавно. Это произошло после разработки в электронике нового класса интегральных схем — интегральных монолитных приемников и передатчиков. Их создание позволило разработать и выпустить малогабаритные приемники и передатчики для управления внешними вспышками. Учитывая всеобщую любовь к английскому языку, в нашей литературе передатчики часто называют трансмиттерами, а приемники ресиверами. Универсальные устройства в состав которых входит приемник и передатчик называют транссиверами.

 Радио синхронизатор представляет собой комплект, состоящий из передатчика и одного или нескольких приемников.

radiosinhr

Комплект радио синхронизаторов.

Передатчик устанавливается в горячий башмак камеры.

transmit

Установка передатчика на камеру.

         Приемник в зависимости от типа вспышки соединяется с ней с помощью горячего башмака или с помощью кабеля и разъема РС.

sinhrocab1

Подключение приемника с помощью синхрокабеля.


sinhrvsp1

Подключение вспышки к приемнику с помощью синхрокабеля и адаптера.


sinhnakvsp

Подключение вспышки через горячий башмак.

Точно также используются и универсальные устройства.

transiv1

Трансивер в качестве передатчика.


trsivres

Трансивер в качестве приемника.

         Появление радио синхронизаторов развязало руки фотографам. Они смогли оторваться от проводов и свободно перемещать вспышки и перемещаться сами в пределах 100 метров от места съемки. Радио синхронизаторы бывают двух основных типов. Простые радио синхронизаторы позволяют замкнуть контакты РС разъема или горячего башмака и тем самым запустить вспышку. Сложные и дорогие синхронизаторы имеют возможность дистанционно управлять вспышкой с помощью штатной системы E-TTL и E-TTL II. Дальность действия таких радио синхронизаторов достигает до 100м, а цена не меньше чем у хорошей накамерной вспышки.

         Учитывая специфику, для домашней студии, достаточно иметь не менее одного комплекта самых простых и самых дешевых радио синхронизаторов, а далее зависит от состава комплекта вспышек, имеющегося в вашем распоряжении. При выборе модели синхронизатора предпочтение желательно отдавать моделям, которые питаются от двух элементов типа ААА. Такие модели, как правило, имеют больший срок действия от одного комплекта питания.

         Рассмотрим основные способы запуска вспышек в домашней студии, учитывая то, что в распоряжении фотолюбителя могут быть вспышки разных типов.

Любую вспышку можно сделать ведущей если соединить ее с помощью синхронизирующего кабеля с фотокамерой.

         Если в вашем распоряжении студийные вспышки и хотя бы одна накамерная, то самым простым и надежным способом запуска является установка накамерной вспышки в горячий башмак фотокамеры. На вспышке нужно установить минимальную мощность, направить ее в потолок и использовать в качестве ведущей для всех остальных вспышек. Можно даже ограничить распространение света от вспышки в направлении объекта съемки с помощью экрана-лопуха.

vedvsp

Накамерная вспышка в качестве ведущей для студийных.

         Если в вашем распоряжении имеется хотя бы один комплект радио синхронизаторов, то количество способов запуска вспышек неограниченно. Самый простой- установить трансмиттер на камеру, а ресивер с помощью кабеля соединить со вспышкой.

         В заключение разберемся с затемнением на снимке в начале статьи. Этот эффект характерен для фотоаппаратов со шторно-щелевым затвором и заключается в том, что для каждой модели существует минимальная выдержка затвора при которой первая шторка уже открылась, а вторая еще не начала закрываться. Эта выдержка называется выдержкой синхронизации. Вспышка должна производиться в момент когда матрица камеры полностью открыта. Если установить более короткую выдержку то при срабатывании вспышки часть кадра будет темной. Если использовать автоматические или полуавтоматические режимы съемки, то в качестве минимальной выдержки камера будет автоматически устанавливать выдержку синхронизации.

Для фотокамеры CANON 6D эта выдержка составляет 1/160, поэтому установив выдержку 1/100 можно убрать досадный эффект на снимке.

zenit

Выдержка длиннее выдержки синхронизации.

Выводы:

         Для запуска и синхронизации вспышек используются разъемы двух типов РС с синхронизирующим кабелем и «горячий башмак». Для перехода от одного вида разъема к другому существуют специальные адаптеры-преобразователи.

         Все студийные вспышки имеют световые ловушки и поэтому могут запускаться по свету или с помощью внешнего синхронизатора.

         Все накамерные вспышки имеют инфракрасный канал управления E-TTL и поэтому могут быть связаны в единую систему при условии что эти вспышки одной фирмы.

         С помощью комплекта радио синхронизаторов можно управлять и синхронизировать между собой вспышки любых типов.

         При съемке со вспышкой в ручном режиме следует выбирать экспозицию с учетом выдержки синхронизации данной камеры.

TEXT.RU - 100.00%

Если Вам пригодилась информация, приведенная здесь, нажмите кнопку социальных сетей, поделитесь с другими, а если она еще и понравилась, подпишитесь на обновления или оставьте свой комментарий — дальше будет интереснее.

Похожие материалы